Maksim Shmeljov (madmilord) wrote in ru_stockphoto,
Maksim Shmeljov
madmilord
ru_stockphoto

Про бабло

Стучится ко мне девочка – так, мол, и так, хочу пофотографироваться. Смотрю – девочка симпатичная, почему бы и нет. Давай, говорю, буду рад. Дальше диалог примерно в следующем стиле:

- А ты платный фотограф?

- Нет, бескорыстный рыцарь, фотографии отдаю просто так, снимаю лишь тех, кого хочу.

Да нет, ты не понял, отвечает мне прекрасное создание. «Я модель, работаю в Италии (бла-бла), у меня есть очень клеевая идея, но за то, чтоб ты меня в этой самой идее снял, я хочу денег». Ну, тут, конечно, занавес, аплодисменты стоя и просьбы выступить на бис.



К чему я об этом вспомнил, так это к тому, что постоянно находятся те, кто просят: а) поснимать их за деньги, б) денег за то, чтоб их поснимали. Чтоб в сотый раз не объяснять прекрасным дамам (а, может, и не только дамам), почему ответы на оба пункта не так просты, как кажутся, я написал этот небольшой текст.



Почему я не снимаю за деньги

1) Я не люблю быть кому-то должен.
2) Я не люблю снимать что-то, что мне не интересно лишь из-за того, что мне платят за это деньги.
3) Я никогда не буду снимать людей в тех образах, которые мне кажутся неестественными. При платных съемках это далеко не редкость, «клиент всегда прав» и т.д. и т.п.
4) Я не люблю корпоративную съемку, поскольку считаю немного унизительным (поймите правильно, никого не хочу обидеть) для себя ходить среди пьяного народа с двумя камерами наперевес и ловить счастливые моменты очередного тоста.
5) Я в принципе стремлюсь не делать того, что мне не нравится. В числе прочего мне не нравится снимать за деньги.

Оговоркой ко всему, написанному выше служит то, что если какой-то проект мне действительно интересен, а за него сверху предлагают еще и денег, то я только за )

***

Теперь же к пункту, который во все времена вызывал горячие споры. Платить моделям или не платить? Сразу отвечу – платить, если это действительно стоящая модель с отличными модельными данными, артистизмом и прочими дарами всевышнего. Как правило, такие модели снимаются в журналах и ходят по подиуму. Платить им принято, и они заслуженно получают свои деньги.

Тут, конечно, нельзя забывать о такой простой вещи, как коммерческая ценность ваших снимков. И Наоми Кэмпбелл можно снять так, что ее не то, что не купят, а зарубят при приемке на какой-нибудь второстепенный сток (мы все же говорим сейчас о них). Поэтому, если и звать профессиональную модель для съемок, то нужно быть уверенным в том, что эта съемка себя по крайней мере окупит.

Если же речь идет о новичках, то, фотографы меня поймут, проблем зачастую бывает гораздо больше, чем пользы. Да, есть люди с хорошей пластикой и артистизмом. Но, как ни печально, они в меньшинстве. А с остальными требуется много работать, и не всегда этот труд благодарен.

Есть еще одно распространенное заблуждение. Формулируется оно так: «а давай ты будешь платить мне процент». Тут, опять же, занавес. Но распишем все чуть подробнее. Итак, мы с тобой делаем съемку. Предположим, не самую плохую. Во-первых, конечно, ты получаешь фотографии. Или мы уже забыли, что бесплатная фотосессия и возможность таким образом сделать себе портфолио – это уже недешево для новичка? Но представим, что снимки тебя не интересуют.

Итак, я начинаю раз в пару дней выкладывать один-два снимка на трех стоках. Впрочем, кто-то может работать и с большим количеством. Ок, на дающих мне не самый большой доход стоках – айсе и эксперте – можно без особых проблем посмотреть, сколько принесла та или иная работа. С шаттером сложнее – там нужно искать каждую картинку отдельно, при чем поиск оставляет, мягко говоря, желать лучшего. Через пару недель большинство работ на шаттере теряется и уходит в бездну времени. Это раз. Через полгода на шаттере будут продаваться несколько десятков работ из нашей с тобой фотосесси, определенный процент которых к тому времени уже будет погребен в этой самой бездне времени. Это два. А теперь представь, что у меня пара сотен фотосессий. Сидеть и в завершение каждого дня считать, сколько денег принесла та или иная работа? Сядь как-нибудь вечером с банкой гречки и пересчитай все до крупинки, а потом скажи мне это число.

Затем мы можем отнять от общего числа крупинок подоходный налог, расходы на реквизит, визажиста, аренду студии, амортизацию камеры и потраченное время. Я думаю, теперь должно стать понятным, что выплачивать моделям проценты с продаж на стоках – то же самое, что забивать гвозди микроскопом.

Короче, подводя итог. Если модель хочет получать деньги за съемки, ей нужно по крайней мере доказать, что она – именно та самая, заплатив раз которой, можно добиться гораздо большего, чем после десятка бесплатных съемок.



Максим Шмелев 2009
www.shmeljov.eu

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 10 comments